Электронный паспорт. Как оформлять и зачем?
В сентябре прошлого года президент нашей страны Владимир Путин подписал указ, согласно которому предусматривается возможность использования цифровой версии паспорта вместо бумажного варианта. На данный момент речь идет о том, что человек может загрузить на Госуслуги свое удостоверение личности и предоставлять его по требованию. Однако Минцифры снова вернулось к проработке электронного варианта паспорта. В данной статье мы расскажем о цифровом документе, удостоверяющим личность, а также объясним, когда и как его можно будет оформить.
Электронный паспорт. Какой он?
Согласно текущей информации о разработке, которую в свое время публиковало Министерство цифрового развития и связи, данный документ будет предоставляться в двух видах – цифровой QR-код в специализированном приложении и пластиковая карта со специальным чипом. На пластиковой карте будут персональные данные человека, а чип будет передавать все остальные данные, которые войдут в паспорт. Что касается приложения, то оно будет исключительно проводником. Человек, который запрашивает документ, будет сканировать код и получать необходимую информацию о гражданине.
Для чего нужен электронный документ?
По мнению властей, введение цифрового паспорта позволит значительно упростить процесс получения услуг в МФЦ и госорганах, а также снизит вероятность ошибки. Кроме того, предполагается, что цифровой вариант будет иметь высокий уровень шифрования на основе системы блокчейн. Это не только усложнит подделку документа, но и увеличит безопасность хранения данных россиян.
Какие данные будут в цифровой версии паспорта?
Цифровая версия паспорта позволит освободить сумки россиян не только от самого бумажного паспорта, но и от ряда других документов. Согласно проекту, в электронный вариант можно будет добавить:
- Полис ОМС
- Водительские права
- Документы на авто
- СНИЛС
- ИНН
- Биометрические данные (отпечатки пальцев и скан глаза)
- Загранпаспорт
- Электронная подпись
Все это будет умещаться в цифровом профиле гражданина, а чип паспорта будет специальным ключом, открывающим доступ к этой информации по запросу. Идентичным образом будет работать и QR-код в приложении.
Что будет с бумажным паспортом?
Заставлять россиян оформлять цифровую версию документа никто не будет. Все по желанию. На данный момент нет информации о том, как будет решаться вопрос наличия двух версий паспортов у одного гражданина. С одной стороны, согласно законодательству гражданин не может иметь больше одного документа, удостоверяющего личность, на руках. С другой стороны, цифровой вариант будет обладать более широким объемом информации, нежели бумажный.
Сейчас в правительстве вопрос замещения бумажных паспортов цифровыми находится на стадии обсуждения. Власти продумывают процесс постепенной замены. Однако конкретного решения в данном вопросе пока нет.
Прочие параметры цифрового паспорта
Многие задаются вопросом, а можно ли будет по электронному паспорту купить товары с пометкой «18+» в магазине, показать сотруднику полиции по требованию, предоставить в рамках оформления потребительского кредита и так далее. Ответ прост – да можно. Предполагается, что цифровым документом можно будет воспользоваться везде, где он может потребоваться. Чего не сказать о приложении. Оно поможет только в отдельных случаях, а именно при посадке на железнодорожный транспорт, при предоставлении в МФЦ для получения услуг, при подтверждении возраста в торговых точках.
Все мы знаем, что бумажный паспорт меняется всего 2 раза в жизни. Выдают в 14 лет, затем заменяют в 20 лет, потом снова обновляют в 45 лет. Далее паспорт становится бессрочным. А вот цифровой паспорт будет иметь определенный срок действия – 10 лет. По истечению этого срока необходимо будет переоформить документ.
Важно понимать, что до вступления в силу закона об электронном паспорте, его параметры могут быть неоднократно изменены, как с точки зрения срока действия, так и по другим параметрам.
Что доступно сейчас?
Сейчас человек может отсканировать паспорт и внести скан в свой личный кабинет на портале «Госуслуг» в разделе «Документы». Когда это сделано, можно войти в паспорт на данном портале через мобильное приложение и нажать кнопку «Предъявить». Таким образом, будет сгенерирован QR-код, который при сканировании отразит все необходимые данные для подтверждения личности. Согласно указу, данный вариант является равным с предоставлением бумажного паспорта.
Уже сейчас такой формат предоставления паспорта позволит:
- Приобретать товары «18+» в магазинах
- Подтверждать личность для посадки на поезд
- Подтверждать возраст для посещения мероприятий с ограничениями
- Проходить идентификацию при получении финансовых услуг, в том числе кредитов
- Предоставлять в МФЦ и государственных структурах
В перспективе данный формат предоставления паспорта получит еще несколько возможностей:
- Предоставление для допуска на территорию предприятия
- При отправке или получении посылок и денежных средств
- При заселении в гостиницы
- При определении личности в больницах и поликлиниках
От кражи паспорта сегодня никто не застрахован. Такое может произойти и в путешествии за рубежом. Что делать в такой ситуации? Читайте в нашем материале «Что делать, если у вас украли за границей паспорт и деньги?».
Когда можно будет оформить карту с чипом?
На данный момент нет точных сроков введения цифрового паспорта в формате карты. Минцифры начало заниматься этим проектом уже давно, но в 2022 году данная работа была приостановлена по ряду причин. Сейчас работа в этом направлении возобновилась, но до итогового результата еще далеко. Помимо решения юридических трудностей в этом вопросе, есть ряд технических нюансов и прочих немаловажных аспектов.
Напомним, что благодаря нашему сервису вы можете найти и сравнить условия по микрозаймам на карту от различных МФО и подобрать для себя наиболее комфортное предложение на рынке.