Что делать если коллекторы вымогают деньги?
Методы, которые применяют коллекторы, малоприятны и далеко не всегда укладываются в правовые рамки. Избавиться от разрушающего жизнь давления коллекторов многим представляется невозможным. Но это не так. У любого гражданина есть права и он может отстаивать их. Но как это сделать?
Коллекторы. Кто они?
Коллекторское агентство – это агентство, специализирующееся на внесудебном взыскании долгов. В основном их услугами пользуются банки, физические лица, реже – операторы связи и страховые компании.
Некоторые организации создают свои коллекторские отделы. Причём он имеет мало общего с отделом по обслуживанию проблемных задолженностей. Сотрудники коллекторского отдела не идут на уступки, не напоминают о ближайшей дате платежа, да и манера их общения далеко от вежливой.
Коллекторские фирмы получают процент от выбитого долга. Именно поэтому они заинтересованы в скорейшем возвращении всей суммы задолженности.
Принцип работы коллекторов.
Вся работа коллекторов делится на три этапа.
Первый этап.
Для начала коллекторы всячески пытаются убедить вернуть долг. Методы могут быть самыми разнообразными: звонки, ночные смс с угрозами, визиты домой. Это внесудебный этап.
Второй– судебный этап.
К убеждениям и требованиям подключается судебный процесс. На этом этапе коллектор обращается в суд, заводится дело, суд принимает решение.
Третий этап – исполнительное производство.
Тут уже должника особо никто не тревожит и не спрашивают. Просто коллектор с судебными приставами выявляют его имущество, описывают и продают в счёт долгов.
На протяжении всех трёх этапов коллекторы продолжают требовать вернуть долг, оказывают психическое и моральное давление. Постоянные звонки домой, на работу, друзьям, родным, смс, письма с требованиями и угрозам расправы, визиты домой к должнику и его родственникам, на работу. Но большинство из этих методов неправомерны, нарушают законодательство и Конституцию.
Как защититься от слишком усердных коллекторов?
Самый верный способ избежать общения с коллекторами – это не допускать образования задолженностей. Долги нужно платить. Если нет такой возможности из-за форс-мажорных обстоятельств, обязательно нужно сразу уведомить об этом кредитора. В любом случае так будет лучше.
Если всё же общения с коллекторами так избежать и не удалось, то необходимо знать следующее:
- согласно ст. 96 ТК РФ, коллектор может звонить только в период с 06:00 до 22:00;
- при звонке или личной встрече, коллектор обязан назвать своё ФИО, компанию, в которой работает и предоставить свои контакты;
- согласно Конституции, должник имеет право не пускать коллектора в дом;
- должник имеет право вести аудио- или видеосъемку разговора с коллектором или пригласить свидетелей;
- коллектор может посягать на имущество должника только после судебного разбирательства и при наличии соответствующих документов.
Если же коллектор уже превышает свои полномочия, зафиксированы факты угрозы физической расправы или сохранились смс, пришедшие после 22:00, то для своей защиты должнику следует обратиться:
- в прокуратуру или отделение милиции. Там следует написать заявление о вымогательстве (УК РФ ст. 163) или угрозе здоровью и жизни;
- подать заявление на руководителя организации, в которой образовалась задолженность с просьбой разъяснить подобные действия коллектора и организации;
- обратиться в ЦБ или Роспотребнадзор. Основания для обращения – это передача персональных данных третьим лицам без Вашего согласия. Это нарушает ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных».
Но обращаясь в подобные инстанции, следует помнить, что это не решит главную проблему – задолженность. Следует добиваться реструктуризации долга и выплачивать хотя бы незначительные минимальные суммы.
Или есть более простой способ, вы можете обратиться к специалистам - "антиколлекторам", которые решат все ваши проблемы.