Что делать должнику, если коллекторы перегибают палку?
Представим ситуацию, вы взяли заем онлайн в МФО или кредит наличными в банке, но не успеваете выплатить своевременно. В результате кредитные организации нанимают коллекторов, чтобы деньги взыскать, но не удосуживаются узнать добросовестная эта организация или нет. В результате вы попадаете под напор коллекторов, которые звонят вам, встречаются, всячески напоминают о долге и возможных последствиях неуплаты. Периодически сотрудники подобных организаций с энтузиазмом относятся к делу и порой перегибают палку, переступая закон. Что делать в таких случаях? К кому обратиться? Читайте в нашей статье.
Что можно и чего нельзя коллекторам? Разбор закона.
В 2016 году был принят закон о коллекторской деятельности, в рамках которого соответствующие компании могут действовать. Первое и самое важное – каждое коллекторское агентство должно состоять в государственном реестре, который ведет Служба судебных приставов. Если по тем или иным причинам агентство не попало в перечень и не получило разрешение, то вы смело можете подать на них жалобу в ведомство.
По понятным причинам противоправными будут любые действия коллекторов, направленные на причинение вреда здоровью, имуществу или психике самого должника или его родных и близких. Нельзя порочить честь и достоинство человека, а также вводить его в заблуждение по тем или иным факторам, которые можно опровергнуть документом.
Помимо очевидного коллекторам запрещено звонить чаще 2 раз в неделю и нельзя названивать ночью. На встречи тоже есть ограничение – до 1 раза в неделю. А родных и близких можно беспокоить только с согласия должника и самого родственника. В противном случае будут применяться меры.
Как пожаловаться на коллекторов?
Все очень просто. Первым делом, если вы чувствуете, что агенты на вас давят, обратитесь с жалобой в Службу судебных приставов и приложите все возможные доказательства (запись звонков, акт из полиции о вреде имущества или здоровью и т.п.). Помимо этого, можно написать жалобы в правоохранительные органы, прокуратуру и Роспотребнадзор. Они тоже могут вам помочь. Жалоба пишется в свободной форме. При этом есть возможность подачи соответствующего заявления в режиме онлайн.
Особенности общения с коллекторами. Советы юриста.
«Во-первых, в случае если кредитор привлек коллекторов к взысканию долга с гражданина, то он должен известить об этом должника в течении 30 дней. Коллектор в свою очередь при первом контакте с должником обязан сообщить ему наименование кредитора, коллектора, а также свою фамилию имя и отчество» - рассказывает партнер адвокатского бюро RBL Денис Герасимов.
По словам Дениса Герасимова, особенно важно незамедлительно реагировать на любые нарушения и правильно их фиксировать. « Например, если речь идет об угрозах или непосредственно действиях (например выбили окна, нанесение побоев) нужно сразу вызывать полицию. Даже, если это не повлечет возбуждение уголовного или административного дела, подобным образом можно зафиксировать сами действия. Если речь идет о телефонных или письменных разговорах, рекомендуется их записывать на диктофон», - считает эксперт.
Юрист отмечает, что все сведения о нарушениях следует передавать в Федеральную службу судебных приставов, при этом лучше сразу в главное территориальное управление, которое ведет реестр и осуществляет надзор за коллекторами. ФССП обязана отреагировать на сообщения о нарушениях и провести проверку деятельности коллекторской организации.
Эксперт советует подумать о возможных проблемах и нанять адвоката, таким образом можно вообще избежать контакта с коллекторами, свалив это на плечи своего представителя. Так можно сделать через 4 месяца после просрочки по денежному обязательству, направив коллектору письменное уведомление.