Россияне больше одалживают у МФО. Займы расходуют на погашение кредитов и ежедневные нужды
Крупнейших игрок микрофинансового сектора компания Е заем провела анализ данных за 2014 и 2015 года, с помощью которого удалось составить портрет потенциального заемщика. Исследование показало, что увеличилась доля клиентов старшей возрастной группы, доходы их выросли. Каждый пятый займ берется для погашения банковских кредитов. А каждый десятый – для ежедневных расходов.
Для достоверности результатов компания Е заем обработала сведения из более 1 миллиона заявок, которые поступали к ней за указанные периоды. Также были опрошены клиенты ведущих микрофинансовых компаний и проанализированы сведения из крупных БКИ.
Как и прежде, подавляющее большинство клиентов МФО – женщины. На их долю приходится 52%. Женщины более дисциплинированы и платежеспособны. Однако мужчины быстрее принимают решения по сложным экономическим вопросам. Поэтому их доля выросла на 1 п.п. и составила 48%.
Один из руководителей компании, Лига Трупа рассказал, что доля клиентов старше 30 лет увеличилась. Это связано с тем, что технологии в сфере интернета стали более проницаемыми, а также грамотность в технической отрасли у граждан повысилась. Кроме того, кризис отразился на молодежи. Ведь люди в возрасте 25-29 лет работают зачастую в сфере торговли и обслуживания. Но именно они являются важнейшей аудиторией для МФО. Ведь молодежь быстро осваивает все новое и не приемлет бюрократию и проволочки.
Число заемщиков, состоящих в браке, увеличилось до 44% против 41% в 2014 году. Это связано с увеличением среднего возраста клиентов. При этом многие люди, прибегающие к срочному микрокредитованию, не имеют детей. Число граждан, имеющих 1 ребенка, увеличилось на 4 п.п. составило 29%. Доля заемщиков, имеющих собственное жилье, выросло на 6%. Их стало 49%. 17% заемщиков МФО снимают жилье.
Уровень образования заемщиков увеличился. Доля клиентов с дипломом вуза достигла 46%, а со средним образованием – 29%.
Слабая экономика отразилась на трудоустройстве граждан. Доля людей, имеющих постоянное место работы, снизилась на 4 п.п. и составила 76% против 80% в 2014 году. При этом самозанятых клиентов стало 13% против 2% годом ранее.
В 2015 году 23% клиентов МФО стали представители бюджетной сферы. Они заняли первое место. На втором месте – работники сферы обслуживания и торговли. На их долю приходится 19% заемщиков.
Среди заемщиков большая часть людей с доходом от 20 до 30 тысяч рулей – 29%. Граждан с более высоким уровнем дохода стало больше. Это связано с увеличением возраста и уровня образования клиентов МФО.
23% микрозаймов оформляются для погашения обязательств по банковским кредитам, 11% - для ежедневных трат. 47% обратившихся в МФО остро нуждаются в деньгах из-за непредвиденных ситуаций.
Заемщики МФО стали больше путешествовать. Если в 2014 году только 1% клиентов одалживали деньги на отдых, то в 2015 году их стало уже 3%.
3 региона в 2015 году увеличили свои доли по объему профинансированных микрозаймов. Это Москва, Московская область и Санкт-Петербург, то есть области с высоким уровнем жизни.
Представитель Е заем утверждает, что в 2016 году вследствие проникновения интернет-технологий и внедрения квазибанковских продуктов возраст заемщиков и их доход увеличатся.